На переломе XIX и XX веков вызрел новый архитектурный стиль - модерн. Именно он, торжествовавший каких нибудь полтора - два десятилетия, дал городам изысканный веер классных, иногда уникальных, часто высокопрофессиональных и почти всегда - вдохновенных произведений архитектурного искусства.
    Дождавшись пришествия нового стиля, города словно оживали, постройки его легко вступали в отношения с фоном (например, зданиями эклектики), не растворяясь в нем, а обозначая акценты, гармоничные форте и фортиссимо той или иной улицы, квартала, района.
    Стиль модерн впервые заявил о себе в начале 1890 -х годов. Свежий, энергичный, сознательно и резко восстал против рутины и выступил с широкой программой обновления зодчества, других видов искусства; изобразительный язык стиля, его знаковая система одновременно зрели в самых разных школах культуры, в том числе в литературном символизме, в графике и живописи, в музыке...
    Внешние признаки и принципы архитектуры модерна в полной мере проявились уже в самых ранних его постройках. Ведущими жанрами в эти годы были такие, где реально удавалось воплощать идей уникальности, единичности - особняк, интерьер.

    Модерн преуспел в возведении крупных общественных зданий - универмагов, офисов, клубов, банков. Они, как правило, резко отличались от особняков и других камерных построек масштабами и характером архитектуры. Рационализм и представительность обычно превалировали здесь, определяли образный строй зданий, их плановое построение и пространственную композицию. В 1910 году на пересечении Вольской и Большой Кострижной улиц поднялось здание казначейства и контрольной палаты (ныне обком профсоюзов, ул. Сакко и Ванцетти, 55), автором проекта которого был архитектор Ю. Терликов. Целесообразность - вот девиз этой постройки. Внешность казначейства - невозмутимо - спокойная. Строгой, жестко вычерченный декор целиком образован средствами и возможностями вечного материала - кирпича. Кирпичной теме вторит выверенная графика решеток, навесов, оконных переплетов. На этом фоне контрастно выделяются подчеркнуто крупные оконные проемы. Мастер, исповедовавший принципы рационального модерна, в этой, одной из поздних своих построек, приблизился к программной ясности и гармоничному воплощению своего архитектурного кредо.
    Изобразительный язык архитектуры сложен; мастеру нередко нужны годы работы, пока удается, наконец, осознанно и свободно высказаться в самостоятельном, законченном произведении.
    Работа над частными заказами - проектами особняков была этапом поиска своего языка, творческой лабораторией архитектора. Один из примеров - особняк на ул. Провиантской, 14.
    Излюбленные терликовские приемы угадываются и на фасаде здания типолитографии товарищества "Г. Х. Шельгорн и К",
построенный на Московской площади (ныне ул. Университетская,55) в 1909 - 1910 годах.



Сайт управляется системой uCoz