До середины XVIII века Саратов занимал совсем небольшую территорию - треугольник, ограниченный Глебучевым оврагом, валом, проходившим по линии нынешней Октябрьской улицы, и Волгой. Узкие улочки с нанизанными на них небольшими кварталами, веером расходившиеся от Московских ворот (находились примерно на углу нынешних Октябрьской и Московской улиц), спускались с возвышенности к реке. Здесь, вблизи крутого волжского берега в начале XVIII века было завершено строительство соборной церкви Живоначальные Троицы, или Троицкого (Старого)собора. Именно от него - старейшего в Саратове здания - начали расходиться концентрическими окружностями, словно годовые кольца в стволе дерева, более поздние постройки. Церковь возвели было традиционно деревянной, да, словно спохватившись, перевели в камень - в набравшим тогда силу и ширившемся по русским городам новом "нарышкинском" архитектурном вкусе, прозванном потом московским барокко. В это время в культовую архитектуру проникаем светское, мирское начало, мировоззрение широких общественных слоев. Величественно - строгие старорусские церкви сменяются новыми - живописными, красочными, нарядными.
    Сложная, выразительная композиция Троицкого собора складывалась постепенно, дополняясь новыми элементами, изменяясь в деталях, но не утрачивая целостности. Стоявший поначалу отдельно - восьмириком на четверике - храм и восьмигранная же шатровая колокольня были объединены крытой галереей и трапезной. Замечательны составные части композиции собора. Динамичная, устремленная ввысь, легкая трехъярусная колокольня остро контрастирует с устойчивым приземистым основанием храма. Покрытие его - простой сомкнутый свод (двускатная кровля)с полицами - типично для гражданских зданий. Основной объем собора был существенно расширен за счет трапезной; его обрамляет галерея на мощных арках с контрфорсами, словно связывающая постройку с землей. Вообще облик храма напоминает естественно растущий вверх организм. Первый, второй, третий ярус... С высотой - от массивной аркады до изящной главы на тонкой шее барабана - усиливается пластичность и декоративность форм, словно очищаются пропорции.
    Декоративность - главная отличительная черта архитектуры Троицкого собора.Все здесь - стройная колокольня, уютные крылечки, кружевные карнизы и наличники окон - как бы взывает к радостям мирской жизни. "Архитектурную проповедь земных благ" дополняет красочное узорочье , яркая покраска стен, ослепляющий блест оконных витражей и золоченой меди.

Сайт управляется системой uCoz