Учебные здания эпохи модерна в Саратове и области довольно многочисленны, их всех, однако, затмевает фаланстер университета.
Проектировать и строить его был специально приглашен из Казани архитектор - художник К. Л. Мюфке, уже успевший поработать
почти полтора десятилетия после учебы в Петербургской Академии художеств, построить целый ряд интереснейших зданий и
заслужить немалый авторитет. Увлекшись саратовским заказом, который давал широкий простор деятельности и фантазии, зодчий,
стоящий на пороге своего сорокалетия, не раздумывая переехал в "столицу Поволжья" (и даже оставил в Казани свежевыстроенный
особняк), чтобы использовать главный в своей жизни шанс.
Действительно, размах задуманного в Саратове университетского комплекса не имел прецедента на Волге. Предполагалось
построить на Московской площади в первую очередь - четыре корпуса и во вторую - три. Кроме того, было задумано
строительство клинического городка на краю города у подножия Лысой горы. Забегая вперед, заметим, что даже не в полной мере
осуществленный (из - за первой мировой войны и последовавших трудностей с финансированием, материалами, кадрами и т.п.)
проект - выстроены были только четыре здания первой очереди и, спустя несколько лет,
три корпуса клиник (ныне входящие в состав 3-й городской больницы)
- функционально и эстетически обогатил губернский город. Еще бы, он получил сразу два масштабных архитектурных комплекса.
Композиционную основу, ядро планировки университетского комплекса составили три П- и Т - образных корпуса медицинского
факультета, компактно расположенных вокруг внутреннего двора. Больший из них (анатомический институт), украшенный башенкой
- бельведером, зодчий поместил в створе Железнодорожной улицы; другие два строения стояли симметрично по отношению к этой
- главной - оси, фасадами на Московскую улицу. Еще два здания - физический факультет и неосуществленный административный
корпус - были отнесены к краям прямоугольника площади, градостроительно закрепляли углы новообразованного квартала.
Такая композиция диктовалась академической приверженностью К. Мюфке неоклассицизму. Эстетикой этого стилевого направления
проникнута и архитектура университетских зданий.
Неподалеку от университета архитектор построил себе дом (ул. Железнодорожная, 23). Этому особняку, как и всем постройкам К. Мюфке, присущи академическая цельность замысла, композиционная ясность, компактность объемов, обязательная симметрия, умеренность деталей. И еще - именно ему корреспондирует отстоящий на полтора квартала величавый ансамбль: тянется невидимая, но ощутимая и прочная родственная связь, приводящая к скромному и неброскому дому, где жил Карл Мюфке, зодчий университета.