Неоклассицизм нашел в Саратове благодатную почву для развития (сильные классицистические традиции плюс стремление
"столицы Поволжья" выглядеть как можно солиднее). Проявился он в самых различных формах, от почти буквального
воспроизведения каноничных композиций до свободного, даже вольного жонглирования атрибутами классицизма или их творческого
переосмысления.
|
Филиал Санкт-Петербургского ломбарда был открыт в Cаратове в 1915 году. Он разместился в специально построенном по проекту
В. Карпенко здании на Немецкой улице (проспект Кирова, 29). Четырехэтажный корпус внушителен и строг.
Его архитектура, в целом оставаясь в рамках неоклассицизма, ориентирована прежде всего на настоящее. Не цитируя буквально,
а научившись у классицизма построению иерархии форм, гармоничному сочетанию частей в целое, автор переосмысливает
целые фразы из словаря классики, как бы изрекает их вечный смысл свежими словами - и делает понятными и близкими
современникам. Взгляните на рустовку первого этажа, обрамляющие входы колонны, изобретательные комбинации окон,
кадансированный абрис мансард... И во внутренней планировке здания есть эффектные находки - лестница в левом крыле здания;
верхний свет плавно падает в ее шахту, проникает на все марши и площадки - до самого вестибюля. |
Комплекс городского почтамта (ул. Первомайская, 124),
построенный в 1914 - 1916 годах соединяет начала неоклассицизма и
рационального модерна. Несколько гипертрофированная по масштабам композиция, массивные ризалиты, крупные коринфские колонны
заявляют амбиции ретростиля; в то время как простота внутренних помещений, разумность их взаиморасположения, удобство
операционного зала, наконец, чистота фасадных поверхностей привлекают симпатии к этой постройке. |
В здании Коммерческого собрания (ныне Дом офицеров, ул. Коммунарная, 18), реконструированном в 1914 - 1916 годах архитектором М. Зацепиным, еще полнее выразилась гибкость неоклассики. Плоский изящно пропорционированный графичный фасад "уводит" внимание вовнутрь здания, предлагает вжиться в его содержание. А интерьеры действительно очень хороши - изобретательны, многозначны, воздушны. Общее ощущение дворцовости не умаляет скрупулезное внимание архитектора к деталям; его рука прикоснулась к ажурным стальным решеткам, динамичному узору лепнины, изящной мебели и предметам интерьера. |
Кроме общественных зданий, неоклассицизм реализовал себя в жилых домах, и прежде всего, в особняках. Их распространенность в Саратове и губернии невелика, однако такие здания вполне заслуживают рссмотрения. Самые показательные из них - дом К. Мюфке, особняки А. Шумилина, С Каллистратова, Шихобаловой, Н. Захарова. Равномерно рассредоточенные в городе все они были построены в 1910 -е годы.