Неоклассицизм нашел в Саратове благодатную почву для развития (сильные классицистические традиции плюс стремление "столицы Поволжья" выглядеть как можно солиднее). Проявился он в самых различных формах, от почти буквального воспроизведения каноничных композиций до свободного, даже вольного жонглирования атрибутами классицизма или их творческого переосмысления.
    К наиболее показательным постройкам можно отнести Городской общественный банк (городской Дворец пионеров и школьников, площадь Театральная, 13) был возведен в 1910 -1913 годах по проекту П. Зыбина. Фасад здания - подчеркнуто строгий, фронтальный, симметричный - тем не менее не выглядит (и не является)копиистским. Центральный его стержень - портальная лоджия с парой колонн большого ордера, глубокой нишей фронтона и меньшими - в боковых пилонах. (Оригинальные скульптуры - В. Федорова, помещавшиеся в нишах не сохранились). Жесткая, суховатая композиция оттенена элементами и приемами куда более демократичного раннего модерна.

    Филиал Санкт-Петербургского ломбарда был открыт в Cаратове в 1915 году. Он разместился в специально построенном по проекту В. Карпенко здании на Немецкой улице (проспект Кирова, 29). Четырехэтажный корпус внушителен и строг. Его архитектура, в целом оставаясь в рамках неоклассицизма, ориентирована прежде всего на настоящее. Не цитируя буквально, а научившись у классицизма построению иерархии форм, гармоничному сочетанию частей в целое, автор переосмысливает целые фразы из словаря классики, как бы изрекает их вечный смысл свежими словами - и делает понятными и близкими современникам. Взгляните на рустовку первого этажа, обрамляющие входы колонны, изобретательные комбинации окон, кадансированный абрис мансард... И во внутренней планировке здания есть эффектные находки - лестница в левом крыле здания; верхний свет плавно падает в ее шахту, проникает на все марши и площадки - до самого вестибюля.



    Комплекс городского почтамта (ул. Первомайская, 124), построенный в 1914 - 1916 годах соединяет начала неоклассицизма и рационального модерна. Несколько гипертрофированная по масштабам композиция, массивные ризалиты, крупные коринфские колонны заявляют амбиции ретростиля; в то время как простота внутренних помещений, разумность их взаиморасположения, удобство операционного зала, наконец, чистота фасадных поверхностей привлекают симпатии к этой постройке.


    В здании Коммерческого собрания (ныне Дом офицеров, ул. Коммунарная, 18), реконструированном в 1914 - 1916 годах архитектором М. Зацепиным, еще полнее выразилась гибкость неоклассики. Плоский изящно пропорционированный графичный фасад "уводит" внимание вовнутрь здания, предлагает вжиться в его содержание. А интерьеры действительно очень хороши - изобретательны, многозначны, воздушны. Общее ощущение дворцовости не умаляет скрупулезное внимание архитектора к деталям; его рука прикоснулась к ажурным стальным решеткам, динамичному узору лепнины, изящной мебели и предметам интерьера.


    Кроме общественных зданий, неоклассицизм реализовал себя в жилых домах, и прежде всего, в особняках. Их распространенность в Саратове и губернии невелика, однако такие здания вполне заслуживают рссмотрения. Самые показательные из них - дом К. Мюфке, особняки А. Шумилина, С Каллистратова, Шихобаловой, Н. Захарова. Равномерно рассредоточенные в городе все они были построены в 1910 -е годы.

Сайт управляется системой uCoz