Чтобы нагляднее представить сложность (почти пестроту) и неоднозначность стиля модерн, разнообразие его подходов даже к одному типу зданий - доходному жилому дому, рассмотрим поближе два недалеко отстоящих друг от друга корпуса, в какой - то степени показательных.
    Первый - на Вольской улице, чуть в стороне от Московской (ныне улица Вольская, 97) - живая иллюстрация компромисса, соединения пластических достижений модерна с дробным ритмом эклектики. Знамена двух стилей, скрестившись, не переломили древки, но мирно укрепились рядом, слегка полоскаемые ветром перемен. Вся энергия модерна выплеснулась на фасад, подчинив его своим причудливым желаниям, своим браваде и размаху. Маски и лепнина, криволинейные окна, вздыбленные аттики, цветные керамические вставки, парящие угловые балконы, - фасад, исполненный стремления следовать архитектурной моде, действительно впечатляет. Совсем другое - за ним. Темные подъезды, унылые марши лестниц, обычные, ничем не примечательные, нанизывающие комнату за комнатой на длинный коридор квартиры. И уж совсем ординарен дворовый фасад. Эрзац эклектики очевиден в незамысловатой прямоугольности плана здания, прорывается даже на лицевую стену: равномерным шагом одинаковых окон, обязательностью междуэтажных карнизов, рустовкой нижней части стены.
    Другой доходный дом - чуть ближе к центру, на самой Московской улице (дом № 85), хотя и построен примерно в те же годы ( в начале 1910 - х), по архитектуре едва ли не противоположен своему визави. Это хороший пример рационального модерна, выдержавшего испытания салонной популярностью, отшлифовавшего приемы и почерк, упрямого ипоследовательного в своей программе. План - экономичный и целесообразный, - вытянутым каре уходит в глубину квартала, организует единый комплекс вокруг внутреннего двора. Фасад - чистый, без лишних украшений, выигрывает от ощутимого контраста поля стены, заполненного прямоугольниками окон и мощного эркера над входом (который лежит на плечах совсем уж неожиданного здесь демона - атланта). Но и это не все. Важным (если не определяющим) в композиции здания качеством стал градостроительный подход, учет зрительных связей и стилевого единства с окружающей застройкой. Дом хорошо чувствует себя в компании нескольких других доходных копусов времени модерна, с которыми он связан единством масштаба, и даже корреспондирует стоящей чуть поодаль "Большой Московской гостинице".

Сайт управляется системой uCoz