Утоли моя печали - так называлась, и зданию опять вернули и назначение, и название - небольшая часовня (домовая церковь саратовского архиерея Гермогена), сохранившаяся в самом центре города, у Липок (улица Волжская, 36). Каждый, кто хоть раз, еще школьником, был в планетарии, помнит и любит это полуигрушечное здание. Построено оно в 1907 году по проекту П. Зыбина. Мы уже говорили о внутренней противоречивости творчества этого мастера искренне тянувшегося к модерну, но прочно усвоившего академические взгляды. Показательный, казалось бы, пример в подтверждение сказанного - эта постройка. На деле же все сложнее - и проще.
    Попробуем все - таки разобраться - смоделируем ситуацию, взглянем на нее как бы изнутри. Итак, с одной стороны, традиционный ("под XVII век") вид культовой постройки, включая композицию фасада и плана, большинство элементов и деталей. Исключительно важное значение приобретает в этом случае характер заказа (и заказчик). Как известно, Гермоген был ярым противником всякого рода новаций, и не этим ли объясняется его (подчеркнем, его, а не архитектора) выбор традиционного, почти архаичного типа культовой постройки. Как видно, П. Зыбин уже с самого начала был поставлен в жесткие рамки требований заказчика (относительно типа храма, количества главок, их формы и т.п.). Кроме того, архитектору необходимо было учитывать соседство архиерейского жилого дома и, главным образом, торговых рядов. Все эти ограничения оказались слишком сильными для П. Зыбина, стоявшего тогда, если можно так выразиться, лишь одной ногой на позициях модерна (проект составлен в 1904 году). Не получил городской центр культовой постройки в новом стиле, не получилось и стилевого компромисса (хотя нельзя не отметить особой камерности церкви, ее современного цветового решения - несомненных модернистских черт).
    Но, увлекшись стилевым анализом храма, как бы не забыть его объективных достоинств. Действительно, он необыкновенно удачно вписался как в застройку архиерейской усатьбы, так и в ансамбль центра, завершив треугольник храмовых вертикалей Новой Соборной площади. Наверное, всякий любовался разноцветными главками, которые то взвинчиваются в небо, то поблескивают выпуклостями цветных чешуек или изящным зигзагом закомар. Откровенно декоративная, нарядная и вевелая, эта постройка играет свою, только ей посильную роль, служит камертоном настроения спешащих мимо горожан и непременным магнитом для туристов.


Сайт управляется системой uCoz