Дом Горина (улица Московская, з9), построенный в конце 1880-х годов, был едва ли не первой крупной доходной постройкой и при этом одним из самых ярких образцов "русских" стилей в Саратове эпохи эклектики. На трех этажах многосекционного дома - комплекса свободно размещались несколько десятков квартир для семей среднего достатка. Рациональная, тщательно продуманная планировка помещений основывалась на новейших представлениях об удобстве и комфорте, полностью удовлетворяла запросы жильцов, но была при этом достаточно экономичной. Кроме того, неоспоримым достоинством доходного дома стало его участие в формировании выразительного лица города - ведь оно за время архитектурного "межсезонья" (со времен угасания классицизма и до нарастания строительного бума) порядком поблекло.
    Доходные дома плотно вставали в ряд с застройкой уже сложившихся улиц, укрепляя их фронт и уходя лабиринтами своих корпусов в глубь квартала. Новым районам эти многоэтажные, часто очень выразительные и всегда заметные объемы задавали современный укрупненный масштаб, тон, становилось опорой, основой для последующей застройки.
    Дом Горина своей трехчастной симметричной композицией отвечает композиционным принципам окружающих его "образцовых" домов. Нижний его этаж решен относительно скромно (очевидно, чтобы не подавлять соседние здания). Пластическая масса, сложность и количество деталей нарастают снизу верх и достигают апогея в карнизе, венчающем фасадную стену. Карниз - сплошной аркатурный пояс, выросший из плоти стен и воздуха окон. Нспокойная масса ищет выхода и находит его в центральной башенке и двух боковых шатрах, в выплесках балконов. Ясный, броский силуэт, уверенная и сильная пластика, наконец, мастерская техника воплощения замысла в камне сделали эту постройку одной из самых значительных в старой части города.
    Скажем попутно, что целая группа (до двух - трех десятков) построек выросла за последнее десятилетие XIX века "по мотивам" горинского дома. Более скромные, двухэтажные, не столь пластичные и размашистые, они, однако, встречаясь в самых разных районах Саратова, легко узнавались по задорным трапециевидным башенкам, фланкирующим крылья симметричного фасада. Такие дома (часть из них сохранилась), скорее рядовые, чем редкие, стали своего рода опознавательным знаком строительной экспансии. "И сюда пришло новое строительство", - сообщали они.


Сайт управляется системой uCoz