Саратовская консерватория - излюбленный объект фотографов, выбираемый в качестве символа города, служащий фоном для всяческой рекламы, календарей... Пусть архитекторы судят, но здание действительно очень колоритное, интересное.
    Немного об историческом контексте, в котором принимались решения, проектировалось и строилось здание.
    Автор его С. Каллистратов, кстати, учившийся в Швейцарии.
    Итак, 1902 год. Уже стоит (и не первый год) на Немецкой улице величественный католический костел, а рядом, на Никольской, лютеранская кирха. Теперь на пересечении этих улиц возводится трехэтажное, довольно неуклюжее здание музыкального училища в формах "тюремной" архитектуры (совершенно неуместное здесь). Реакция - буря негодования. Недовольство растет, и через несколько лет город принимает решение: открыть здесь консерваторию, заново отделав здание. Было несколько проектных решений (например, московского мастера К. Дулина, в формах рационального модерна), но приняли это, каллистратовское. К 1912 году здание неузнаваемо изменилось: надстроены башни, изменены формы покрытий, новую трактовку получили фасады. Теперь здание стало как бы выразителем, символом центра (по аналогии с ратушами европейских городов), оплотом богатого и влиятельного переселенческого клана. В данном случае абстрактно - патриотическая идея, традиция, культурологический контекст более повлияли на архитектурное решение, чем субъективная концепция зодчего. Хотя заказчиком выступал город, основной пакет акций был в руках переселенческого клана. Собирательна не только градостроителная идея, но и сама архитектура постройки. Здесь можно найти как цитированные "готические" фрагменты (профилировка пилонов, скульптуры воющих псов, витражи, так и приемы модерна (рисунок окон первого этажа, асимметрия фасадов, детали интерьеров). С. Каллистратов довольно легко и безболезненно перестраивался, менял жанры (как и многие проектировщики того времени, характеризующемся необыкновенно сложным и бурным архитектурным процессом). При этом он, безусловно, оставался большим мастером. Доказательство этому - совершенная градостроительная постановка объекта, надежным замком скрепившего альянс двух улиц. На старых фотографиях видно, как корреспондируют консерваторские шпили завершениям двух переселенческих храмов. А нервный зигзаг силуэта здания и сегодня отвечает городскому ритму, служит эмблемой саратовской архитектуры.


Сайт управляется системой uCoz