Среди саратовских зданий эпохи эклектики два здания, Управление Приволжской железной дороги и гостиница "Московская", вспоминаются обычно вместе. Тому есть основания: строил их один и тот же известный архитектор - А. Салько, гостиница была возведена в 1901 году и послужила как бы пробным камнем для громадного офиса - управления РУЖД, выросшего на Старой Соборной площади десятилетие спустя, обе эти постройки отличаются величиной, щедростью отделки, мастерством воплощения в камне и металле.
    Гостиничное строительство в губернских городах на исходе XIX века переживало благословенные времена: многочисленные тут и там возникавшие казенные и частные "Астории", "Европы", "Метрополи" обещали комфорт коммивояжерам, промышленникам, актерам, путешественникам... Далеко не последним в этом ряду был и корпус, построенный на рубеже нового столетия обществом взаимного кредита. На Театральную площадь, центральные - Московскую и Александровскую - улицы открылись его широкие витрины и окна. Крупное здание, наконец, закрепило западный угол казавшейся до этого непомерной площади. Архитектура здания уверенно говорит от имени и на языке историзма - обильной деталировкой, сложной кладкой, нарочитой самоценностью фасада (хотя и интерьеры гостиницы - лестницы, ресторанные залы - тоже убедительны), взятый отдельно, любой элемент - окно, карниз или просто квадратный метр поверхности стены удивляет сложностью рисунка о отточенностью отделки. Но часто эти детали вступают в противоречие друг с другом, им, кажется, тесно на обширном поле фасада. Виртуозная кирпичная кладка хороша, но лучше любоваться ею вблизи, прямо с тротуара, издали же декор сливается в единый массив, пропадают акценты... Оживляют здание интересные "сальковские" мотивы, например, объединенные полуциркульной нишей пары окон (заимствованные из палаццо времен Возрождения) или излюбленные архитектором лепные "меркурии" - покровители торговли. Безусловно, удачно решен угол дома с венчающей его бочкообразной башенкой... Наверное, нет нужды категорично судить об этом здании, оно - плоть от плоти сложного, внутренне конфликтного, но большого и значительного архитектурного течения, каким предстала во второй половине прошлого века эклектика.

Сайт управляется системой uCoz