|
Среди саратовских зданий эпохи эклектики два здания, Управление Приволжской железной дороги и гостиница "Московская",
вспоминаются обычно вместе. Тому есть основания: строил их один и тот же известный архитектор - А. Салько,
гостиница была возведена в 1901 году и послужила как бы пробным камнем для громадного офиса - управления РУЖД,
выросшего на Старой Соборной площади десятилетие спустя, обе эти постройки отличаются величиной, щедростью отделки,
мастерством воплощения в камне и металле.
Гостиничное строительство в губернских городах на исходе XIX века переживало благословенные времена: многочисленные тут
и там возникавшие казенные и частные "Астории", "Европы", "Метрополи" обещали комфорт коммивояжерам, промышленникам,
актерам, путешественникам... Далеко не последним в этом ряду был и корпус, построенный на рубеже нового столетия
обществом взаимного кредита. На Театральную площадь, центральные - Московскую и Александровскую - улицы открылись
его широкие витрины и окна. Крупное здание, наконец, закрепило западный угол казавшейся до этого непомерной площади.
Архитектура здания уверенно говорит от имени и на языке историзма - обильной деталировкой, сложной кладкой,
нарочитой самоценностью фасада (хотя и интерьеры гостиницы - лестницы, ресторанные залы - тоже убедительны),
взятый отдельно, любой элемент - окно, карниз или просто квадратный метр поверхности стены удивляет сложностью рисунка
о отточенностью отделки. Но часто эти детали вступают в противоречие друг с другом, им, кажется, тесно на обширном поле
фасада. Виртуозная кирпичная кладка хороша, но лучше любоваться ею вблизи, прямо с тротуара, издали же декор сливается
в единый массив, пропадают акценты... Оживляют здание интересные "сальковские" мотивы, например, объединенные
полуциркульной нишей пары окон (заимствованные из палаццо времен Возрождения) или излюбленные архитектором лепные
"меркурии" - покровители торговли. Безусловно, удачно решен угол дома с венчающей его бочкообразной башенкой...
Наверное, нет нужды категорично судить об этом здании, оно - плоть от плоти сложного, внутренне конфликтного,
но большого и значительного архитектурного течения, каким предстала во второй половине прошлого века эклектика.
|